Skip Navigation LinksУчебная деятельностьЮридическая клиникаИстория юридической клиники
Просмотров: 35880

История юридической клиники

  
Первая юридическая клиника была создана в России в 1840-е годы при Казанском университете под руководством профессора Д.И. Мейера. В работе «О значении практики в системе современного юридического образования» (1855 год) ученый указал, что создал юридическую клинику, куда частные лица являлись за советами, которые он давал им в присутствии студентов.

В 1901 году на страницах немецкого журнала «Deutsche Juristen-Zeitung» профессор Фроммгольд высказался за идею устроения при юридических вузах клиник, которые оказывали бы помощь нуждающимся. Кроме клиницистов, их могли бы посещать, иные студенты – слушатели, которые лишь присутствовали бы при объяснениях, не принимая непосредственного участия в занятиях.

В том же году в «Журнале Министерства юстиции» была опубликована статья профессора А. Люблинского «О юридических клиниках», где отмечены недостатки отечественной, исключительно теоретической, традиции юридического образования и с воодушевлением восприняты идеи профессора Фроммгольда о создании юридических клиник.

В названных публикациях были обозначены основные требования клинического обучения: бесплатный характер оказания услуг, требования к квалификации и опыту практической деятельности руководителей, допущение к обучению в клинике лучших студентов, ограничение видов оказываемой помощи, гарантирование серьезного отношения к занятиям с полным осознанием лежащей на клиницисте ответственности, сохранение строгой тайны относительно доверенных клиентом обстоятельств.

В литературе говорится о создании первой юридической клиники в США в конце ХХ века. Разработку и внедрение клинических программ в правовых школах этой страны датируют 20–30 годах ХХ века.
  

В современной России правовые клиники организуются при вузах, учебно-научных центрах, центрах поддержки правовых реформ, правозащитных, политических, иных общественных организациях и при органах власти.

Есть клиники, работающие по методу профессора Д.И. Мейера: преподаватель консультирует клиента, а студент является наблюдателем. Некоторые предпочитают работать с условными игровыми ситуациями (используя имитационные занятия, где имевшая ранее место ситуация разыгрывается исполнителями ролей, причем не обязательно из числа студентов либо преподавателей). Существуют клиники, работающие «по переписке» либо дающие юридические справки по телефону.

Учебные программы всех видов правовых клиник объединяют требующие изучения виды практической профессиональной деятельности и навыки для их осуществления.
Любой юрист должен грамотно выполнять работу с документами, налаживать профессиональное взаимодействие с органами, осуществляющими правовую деятельность, владеть навыками взаимодействия с клиентами, постоянно совершенствовать личную культуру письменного и устного общения, уметь осуществлять организацию и планирование различных видов профессиональной деятельности.

Юридическая клиника СПбГУ

В августе 1998 года модель Юридической клиники СПбГУ, разработанная доцентом кафедры трудового права и охраны труда Еленой Доброхотовой, была утверждена после согласования всех ее компонентов профильными заместителями декана юридического факультета СПбГУ Владимиром Лукьяновым, Натальей Шевелевой, Ириной Волгаревой и одобрена Николаем Кропачевым, возглавлявшим факультет с 1998 по 2010 год.

Руководителем правовой клиники Университета стала Елена Доброхотова, возглавлявшая ее на протяжении двадцати лет работы (1998‒2018).

В сентябре 1998 года из студентов дневного отделения был сформирован первый состав Клиники. В октябре в нее записываются и студенты вечернего отделения (так, одна из студенток Александра Свертокина проработала в клинике 3 года, создав себе постоянную клиентуру).

Первый набор разделился на две группы: диспетчеры — 12 студентов 2 и 3 курса дневного отделения и консультанты — 21 студент 4, 5 курса дневного и вечернего отделений. Лидером студенческого состава первого набора Правовой клиники стала студентка 4 курса дневного отделения М. Бартош, координаторами основных функциональных групп — Т.  Васильева, Н. Грачева.

Интерес к работе клиники возрастал. И в октябре 1998 года заведующий кафедрой трудового права Сергей Маврин предложил присоединиться к работе в клинике еще двум преподавателям кафедры — Марине Лавриковой и Ольге Семыкиной.

В декабре того же года анализ спроса на услуги студенческой консультации привел к преобразованию клиники из трудоправовой в многопрофильную. Консультирование стало осуществляться по государственному праву, гражданскому праву и по определенным проблемам уголовного процесса и криминалистики.

Становление и развитие Юридической клиники СПбГУ — одного из старейших классических университетов России, стало предметом теоретического осмысления с точки зрения современной парадигмы высшего профессионального образования (диссертационное исследование «Практическое обучение юристов в России: история становления и перспективы развития (на примере юридической клиники в СПбГУ)» Доброхотовой Е.Н., 2007 г., посвященное теории и практике высшего юридического образования в части развития его клинической формы в России).

В 2006 году вышел в свет созданный в 2002 году учебник «Навыки юриста», обобщивший педагогический и организационный опыт преподавателей юридического направления по клинической подготовке юристов. Издание содержит важные документационные формы и практические рекомендации. Публикация учебника стала важным шагом к переходу на общеобязательную клинику для студентов юридического направления СПбГУ.

За двадцать лет работы Юридической клиники СПбГУ за правовой помощью обратились более 22 тысяч человек. Книга отзывов и предложений пополняется благодарственными откликами клиентов в адрес отдельных студентов и студенческой юридической консультации в целом.

В 2018 году Юридическую клинику возглавил доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики СПбГУ Вячеслав Низамов.

Рекомендуем посетить