Санкт-Петербургский государственный университет Юридический факультет
 
 
 
Skip Navigation LinksУчебная деятельностьЮридическая клиникаУчебный процесс в Юридической клинике
Просмотров: 6285

Учебный процесс в Юридической клинике СПбГУ

Форма клинического юридического образования относительно самостоятельна в общем процессе профессиональной подготовки юристов.

В процессе обучения сту­дентов готовят к самостоятельной практической деятельности путем организации практической деятельности в рамках образовательной программы, воспитания осознания социальной роли профессиональной деятельности и собственной миссии как пред­ставителя профессии, обучения практической деятельности в соот­ветствующих формах.

Студентов учат таким практическим умениям и навыкам как оказание консультативной помощи (устной и письменной), осуществление представительства интересов клиента (физического лица, юридического лица, органов власти), проведение правовой экспертизы документов, разработка документов (нормативных, управ­ленческих, служебных и т. д.), анализ и подготовка дела к разбира­тельству, внесудебному урегулированию, проведение переговоров, осуществление медиации.

Можно выделить общие группы навыков: устные коммуникативные и навыки юридического письма; и те и другие приобретаются и формируются под влиянием этиче­ских норм. Поэтому дисциплины общей (базовой) программы «Правовая клиника» можно разделить на три основных предметных блока:

  1. навыки работы с документами («Делопроизводство, ч. 1», «Делопроизводство, ч. 2»),
  2. коммуникативные навыки работы с клиентами («Интервьюирование клиента», «Анализ дела и выработка позиции по делу», «Консультирование клиента»),
  3. навыки использования норм делового этикета и профессиональной этики («Профессиональная этика», «Организация делового общения», «Медиация»).

Клиническое обучение — интерактивное обучение через практику: перекрестное профессиональное взаимодейст­вие «студент-преподаватель», «студент-студент», «студент-студенты». Интерактивные методы подготовки включают в частности: мозговые штурмы, направленные дискуссии, деловые и ролевые игры, тренинги навыков, имитации профессиональных процессов, формы особого взаимодействия с преподавателем в работе по конкретным право­вым проблемам (консультации и рабочие совещания с кураторами).

Применение интерактивных методов особенно успешно, когда не только преподаватель, но и студент знает, когда и как можно ими пользоваться. Студент обязан уметь учиться интерактивно, посколь­ку он всей системой клинического юридического образования (ЮКО) фактически «принужден» к активному добыванию нужных ему знаний. Именно поэтому первая дисциплина общей (базовой) программы «Ведение в ЮКО».

В течение семестра студенты имеют возможность прослушать дисциплины специализации по программе «Правовая клиника», которые имеют региональную направленность, например: «Особенности консультирования по делам социальной защиты», «Особенности ведения дел социальной защиты»; «Обращение в Конституционный суд Российской Федерации за защитой прав и свобод граждан»; «Правовое регулирование труда иностранных граждан в РФ», «Прием граждан в органах прокуратуры Российской Федерации в целях обеспечения реализации и защиты прав и свобод граждан».

Более подробно см. также Модель Юридической клиники СПбГУ

Видеообращение директора Юридической клиники СПбГУ Доброхотовой Е.Н. к участникам Волгоградской конференции