Санкт-Петербургский государственный университет Юридический факультет
 
 
 
Skip Navigation LinksУчебная деятельностьЮридическая клиникаМодель Юридической клиники
Просмотров: 8072

Модель Юридической клиники СПбГУ

Юридическая клиника СПбГУ задумывалась, как трудоправовая при кафедре Трудового права. Модель оригинальна, поскольку сформирована исходя из практических потребностей и особенностей ресурсного обеспечения. Оригинальность модели в том, что из состава студентов формируется в конечном итоге (после специальной аудиторной подготовки) самоуправляемая студенческая консультация (учебная фирма), состоящая из системы подразделений. Каждое из подразделений отвечает за свою часть технологического цикла:

  • группа рекламы и внешних связей – за донесение корректной информации о предоставлении правовой помощи строго определенным группам граждан;
  • группа диспетчеров – за четкую, оперативную организацию приема заявок на получение юридической помощи и организацию встреч консультантов с клиентами;
  • группа консультантов – за обеспечение высокого качества регулярно поставляемой юридической помощи;
  • группа систематизации и анализа информации – за постоянный мониторинг деятельности студенческой консультации с целью повышения качества услуг, верной корректной адресации;
  • административная группа – за управление работой консультации наряду с организацией и текущим контролем работы студентов-практикантов в своей функциональной группе.

Такая модель позволила создать Правовую клинику первоначально только при поддержке одного преподавателя – руководителя Правовой клиники Доброхотовой Е.Н. (автор созданной модели).

Именно эта модель в августе 1998 года была утверждена после согласования всех компонентов ее деятельности профильными заместителями декана юридического факультета СПбГУ Лукьяновым В.В. Шевелевой Н.А., Волгаревой И.В., и одобрена деканом факультета Кропачевым Н.М., который изначально и по сей день является убежденным сторонником социальной и учебной значимости деятельности юридических клиник в ВУЗах России.

Состав студентов в клинике формировался в сентябре 1998 года на добровольной основе, и, в первую очередь, состоял из студентов дневного отделения, так как они были по общему мнению более далеки от практики. Но уже в октябре в правовую клинику записываются и студенты вечернего отделения (одна из них проработала в клинике 3 год – Александра Свертокина, создав себе постоянную клиентуру).

Таким образом, первый набор был сформирован так: группа диспетчеров – 12 студентов 2 и 3 курса дневного отделения и группа консультантов – 21 студент 4, 5 курса дневного и вечернего отделений. Лидером студенческого состава первого набора Правовой клиники стала студентка 4 курса дневного отделения Бартош М.Ю., координаторами основных функциональных групп Васильева Т.Н., Грачева Н.Л.

В октябре 1998 года с учетом возрастания интересов к клинике, заведующий кафедры трудового права Маврин С.П. предложил присоединиться к работе в клинике еще двум преподавателям кафедры Лавриковой М.Ю. и Семыкиной О.В.

А в декабре того же года анализ спроса на услуги студенческой консультации привел к преобразованию клиники из трудоправовой в многопрофильную. Консультирование стало осуществляться и по государственному праву, гражданскому праву и по определенным проблемам уголовного процесса и криминалистики. К работе в клинике приступили преподаватели: Кустова М.В.(кафедра Государственного права), Васильева А.В. (кафедра Гражданского права), Федорова О.А. (кафедра Гражданского права), Петров В.В. (кафедра Уголовного процесса и криминалистики).

В течение всего первого года Правовая клиника развивалась весьма динамично. Три раза в неделю преподаватели проводили со студентами семинары, где в интерактивной (совместной) работе создавались документальные формы, сценарии ролевых и деловых игр, методы, методики, средства, приемы, принципы особого обучения, появилась соответствующая терминология, что сделало понятным каждому принципиальные отличия клинической подготовки от предмета, методов и средств теоретического обучения.

Цель преподавателя клиники — вовлечь сту­дентов сначала в имитированную профессиональную ситуацию, где требуется выбрать из известных подлежащие применению навыки и попробовать в учебной ситуации их применить, чтобы затем в самостоятельной практике уверенно их использовать и, создавая новые приемы и умения, тем самым обогатить свой собственный опыт.

То есть преподаватели в Правовой клинике выполняют не только особые, но и разные виды педагогической нагрузки: ведение тренингов, индивидуальное кураторство, работу специалиста по проблеме, функциональное кураторство. Большинство совмещает все виды нагрузки.

Для работы преподавателем в клинике требуются особые навыки, преподаватель должен быть не только высококвалифицированным специалистом в той или иной отрасли права и опытным практиком, но и владеть системой специальных методов и приемов клинического обучения. Поэтому на юридическом факультете СПбГУ в конце 1990-х – начале 2000 годов при финансовой поддержке РФПР были подготовлены учебно-методические материалы для обеспечения работы клиники, а в начале 2000-х годов была введена краткосрочная дополнительная образовательная программа повышения квалификации «Юридическая клиника: методика и организация обучения».

Цель программы – повышение квалификации преподавателей юридических дисциплин, направленное на обучение их формированию у студентов практических навыков изучаемой юридической деятельности путем использования методов клинического обучения.

Во время тренингов слушатели программы самостоятельно при поддержки опытных преподавателей СПбГУ разрабатывают для себя документальные формы, методические материалы для проведения занятий в своей клинике. Успех занятий напрямую зависит от численного состава группы: чем больше группа, тем выше успех, так как большая группа позволяет разделить обязанности по видам продуцируемых продуктов, распределить ресурсы, а в итоге разделить результаты.

Показатель успеха программы – выпускники, прошедшие повышение квалификации в СПбГУ, успешно развивают собственные клиники.

В 2006 году вышел в свет, созданный в 2002 году, учебник «Навыки юриста», обобщивший педагогический и организационный опыт преподавателей юридического факультета по клинической подготовке юристов. Учебник не только предоставляет информацию по основным учебным дисциплинам клиники, но и в приложениях содержит важнейшие для обучения и практики студентов документационные формы и практические рекомендации. Издание своего учебника завершило формирование обеспечения для перехода на общеобязательную клинику для студентов юридического факультета.

В начале каждого учебного семестра происходит набор студентов третьего курса дневного отделения для прохождения практики в правовой клинике. Допуск к работе в составе функциональных групп возможен только после освоения обязательных учебных дисциплин: «Введение в юридическое клиническое обучение», «Делопроизводство, ч.1», «Делопроизводство, ч. 2», «Интервьюирование клиента», «Анализ дела и выработка позиции по делу», «Консультирование клиента», «Профессиональная этика», «Организация делового общения», «Медиация». Этот список дисциплин сформировался постепенно исходя из целей клинического обучения, которые были осознаны и определены по мере развития и становления уникальной модели правовой клиники юридического факультета СПбГУ.

В течение семестра студенты имеют возможность дополнительно пройти обучение по дисциплинам, которые имеют региональную направленность, например: «Особенности консультирования по делам социальной защиты», «Особенности ведения дел социальной защиты»; «Обращение в Конституционный суд Российской Федерации за защитой прав и свобод граждан»; «Правовое регулирование труда иностранных граждан в РФ», «Прием граждан в органах прокуратуры Российской Федерации в целях обеспечения реализации и защиты прав и свобод граждан».

После освоения обязательных учебных дисциплин студенты допускаются к самостоятельной практической работе: с клиентами, которые нуждаются в правовой помощи; к ведению занятий в составе группы пропаганды правовых знаний; к работе в составе группы по взаимодействию с органами прокуратуры; к проведению дел с «игровым» клиентом в «клинике в классной комнате».

Становление и развитие Правовой клиники юридического факультета СПбГУ – одного из старейших классических университетов России, стало предметом теоретического осмысления с точки зрения современной парадигмы высшего профессионального образования (диссертационное исследование «Практическое обучение юристов в России: история становления и перспективы развития (на примере юридической клиники в СПбГУ)» Доброхотова Е.Н., 2007 г., посвященное теории и практике высшего юридического образования в части развития его клинической формы в России).

Успех каждой клиники и нашей в том числе – это успех объединения всех ресурсов ВУЗа для расширения возможности повышения качества профессионального обучения, которое в XXI веке осуществляется не на основе знаниевого, а на основе компетентностного подхода.

Юридическая клиника – это та часть подготовки юристов, которая в современном мире является общей и для России, и для США, Великобритании, ЮАР, Уганды, Бангладеш, Филиппин, Польши, Венгрии.