Санкт-Петербургский государственный университет Юридический факультет
 
 
 
Skip Navigation LinksНовостиАрхив новостей
Просмотров: 312
Все новости

Что такое качественное юридическое образование, обсудили в СПбГУ

08.11.2016 18:37:32

В Санкт-Петербургском государственном университете состоялся симпозиум «Качественное юридическое образование: современные подходы». Эксперты встретились в СПбГУ, чтобы обсудить разработанные ФУМО проекты федеральных государственных образовательных стандартов и макетов  примерных образовательных программ. Задачами симпозиума также стало обсуждение проблем качества юридического образования, внедрения современных технологий и методик обучения, участия работодателей в учебном процессе и обеспечения контроля качества образования, организации практики обучающихся.

Участниками встречи стали члены федерального учебно-методического объединения по группе специальностей и направлений подготовки Юриспруденция, а также его председатель, профессор с возложенными обязанностями заведующего кафедрой коммерческого права СПбГУ, член АЮР, д.ю.н. Владимир Федорович Попондопуло. К ним присоединились руководители и преподаватели юридических вузов из Петербурга, Москвы, Казани, Иркутска, Астрахани и многих других российских городов. В пленарном заседании и работе 4 секций приняли участие заместитель руководителя Администрации Губернатора Санкт-Петербурга  – председатель Юридического комитета А.В. Митянина; судьи Конституционного Суда РФ К.В. Арановский и С.Д. Князев; проректор по учебно-методической работе СПбГУ М.Ю. Лаврикова, проректор по учебной и воспитательной работе Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Л.А. Петручак, руководитель юридического отдела ЗАО «Усков и партнеры» В.Н. Севастьянова, представитель юридической фирмы «Вердикт» Л.И. Жукова.

Открыла встречу Марина Юрьевна Лаврикова — проректор по учебно-методической работе Санкт-Петербургского государственного университета, к.ю.н.: «Тема проблем качества юридического образования не теряет актуальности. Во многом эти проблемы схожи с проблемами и других направлений подготовки. В 2013 году вступил в силу новый закон об образовании, появились требования, связанные с компетентностным подходом. В наш обиход вошло понятие «профессиональные стандарты», в Российской Федерации на сегодняшний день это — юридическое понятие, включенное и в закон об образовании, и в трудовой кодекс. Относительно недавно вступила в действие статья, которая обязывает среднее и высшее образование ориентироваться на требования профессиональных стандартов, а юриспруденция как область профессиональной деятельности этого стандарта не имеет».

Сегодня федеральное учебно-методическое объединение в системе высшего образования по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки 40.00.00 Юриспруденция стоит на пороге необходимости принятия обновленного стандарта высшего образования, который должен быть принят с учетом профессиональных стандартов. Такой стандарт (ФГОС) и обсудили на встрече с представителями юридических направлений подготовки вузов нашей страны.

Еще одна задача, как рассказали участники, — составление нового для страны вида документа — Примерной образовательной программы. В ней необходимо заложить ту модель учета требований профессиональной деятельности, которую эксперты сочтут правильной, востребованной и современной. Такая программа станет обязательной для всех юридических вузов России, кроме тех, кто имеют право на собственный образовательный стандарт, например, СПбГУ и МГУ. Но участники встречи высказали надежду, что и эти высшие учебные заведения будут ориентироваться на принятые стандарты. Это упростит понимание, какими компетенциями, знаниями и навыками должен обладать выпускник-юрист, вне зависимости от того, где он получал образование.

Это сложная задача, потому что у юридического образования разные заказчики — у будущего судьи, адвоката или сотрудника следственных органов должны быть разные компетенции. Тем не менее, общий, усредненный стандарт – это важно, и в таком случае эксперты ориентируются на обобщенные должностные позиции и трудовые функции. Так, например, аналитические способности, профессиональная этика, умение принимать взвешенные решения — это то, что воспитывается в любом молодом юристе, вне зависимости от того, какую сферу работы он выберет. В таком подходе заинтересовано и профессиональное сообщество — потенциальные работодатели будут понимать, что они могут ждать от вчерашних студентов, успешно прошедших обучение и получивших диплом.

В рамках встречи был рассмотрен проект Примерной образовательной программы (ПООП), внесены предложения и правки. Также изменения было предложено внести в общепрофессиональные и универсальные компетенции выпускника, бакалавра и магистра, по направлению подготовки Юриспруденция, а также в проект стандарта.

Участниками были сформулированы конкретные предложения по улучшению качества юридического образования в стране, в отношении готовящихся ФГОС ВО и ПООП, в отношении введения единого квалификационного экзамена и/или иных условий допуска к юридической профессии; установления юридической силы ПООП или использование ее положений в качестве инструмента профессионально-общественной аккредитации; создания в вузах служб, ответственных за качество образования и проектирование современного учебно-методического обеспечения образовательных программ; отказа от заочной формы обучения как первого образования по программам бакалавриата (магистратуры) и др.
Организаторы пообещали, что результаты симпозиума будут обобщены и доведены до Министерства образования.

Для справки:

Организаторами Симпозиума выступили Администрация Губернатора Санкт-Петербурга, Межрегиональное отделение Общероссийской организации «Ассоциация юристов России» по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Санкт-Петербургский государственный университет, Федеральное учебно-методическое объединение в системе высшего образования по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки 40.00.00 Юриспруденции (далее – ФУМО).

Фотоотчет

Год публикации