15 апреля 2025
В рамках цикла «Школа права в СПбГУ» заведующий кафедрой теории и истории государства и права Владислав Архипов выступил с лекцией «Компьютерные игры как объект авторского права». Эксперт сделал экскурс в историю игровой индустрии, обрисовал полный спектр современных проблем интернет-права и рассказал об интересных прецедентах.
Примерно десять лет назад в социально-гуманитарном научном дискурсе начали появляться публикации, посвященные весьма необычному предмету — проблемам, связанным с виртуальными мирами и с их отдельной и весьма специфической разновидностью, а именно с онлайн-играми. Владислав Архипов рассказал, что сегодня судебная и правоприменительная практика в игровой индустрии очень разнообразна: «Если вас увлечет область авторского и информационного права, то компьютерные игры — это действительно очень занимательная сфера ее приложения». В частности, юристы занимаются спорами между игровыми компаниями и представителями других креативных индустрий, помогают специалистам геймдева (от англ. games development — «разработка игр») разрешить вопросы по авторскому праву и использованию цифровых образов известных личностей.
В рамках лекции Владислав Архипов обратил внимание слушателей на то, что компьютерные игры являются объектами интеллектуальных прав. Пользователи онлайн-игр вводят свои персональные данные при регистрации учетной записи. Между пользователями развиваются отношения, предполагающие обмен виртуальными ценностями. В пространстве виртуальных миров возможны любые правонарушения информационного характера. К играм применяются те же самые категории, как и ко многим другим объектам права, в частности, можно выделить две основные: «произведения» и «программы для электронной вычислительной машины» — удачный с научной точки зрения термин, находящий отражение в законодательстве.
Эксперт отметил, что В России «программы для электронной вычислительной машины» в некоторых случаях охраняются как литературное произведение. Авторское право скорее охраняет внешнюю форму — лишь внешнее выражение программного кода.
«В судебной практике есть много прецедентов защиты прав правообладателей: обычно в таком случае достаточно лишь доказать, что игра представляет собой охраняемое произведение, не вдаваясь в тонкости. Однако в России было и несколько интересных дел. Например, компания Mail.ru, являющаяся администратором целого ряда компьютерных игр, вступила в спор с Федеральной налоговой службой о налоге на добавленную стоимость к платежам, которые совершаются для приобретения внутри игрового имущества — Mail.ru пыталась доказать, что это доходы от предоставления лицензии, а налоговая служба утверждала, что это услуги по организации игрового процесса, и поэтому они должны облагаться НДС. Значимое для индустрии дело закончилось победой Федеральной налоговой службы, а в ходе него прозвучало, что онлайн-игры являются "программой для электронной вычислительной машины "», — рассказал Владислав Архипов.
Лектор отметил, что есть много оснований считать игровую индустрию интересным и перспективным направлением для изучения. В виртуальных мирах можно отыскать любую из современных проблем интернет-права и даже больше — общие проблемы, связанные с возможностью защиты требований, возникающих при участии в игре. Наконец, по словам эксперта, виртуальные миры, в отличие от реального, открывают больше возможностей для социального эксперимента и моделирования в объемах, едва ли возможных по этическим соображениям в мире реальном.
Цикл «Школа права в СПбГУ» — серия лекций для старшеклассников и их родителей. Преподаватели Санкт-Петербургского университета рассказывают об отдельных интересных аспектах конституционного, наследственного, трудового, семейного, уголовного, процессуального и информационного права. Занятия проходят по субботам в очном формате. |
Следующая лекция состоится 19 апреля в 16:00. Доцент СПбГУ Елена Килинкарова расскажет о налоговом праве и цифровизации. Для очного посещения лекции необходимо пройти регистрацию.
При использовании данного сайта Вы подтверждаете свое согласие на использование Юридическим факультетом СПбГУ cookie файлов. С подробной информацией Вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке.