21 мая 2025
Представители бизнеса, отечественных и зарубежных юридических ассоциаций и научного сообщества в рамках XIII Петербургского международного юридического форума (ПМЮФ) обсудили эффективность правовых механизмов в многостороннем сотрудничестве. В дискуссии на тему «Россия — Азия: правовые механизмы как драйвер развития многостороннего сотрудничества и стратегического партнерства» принял участие доцент Санкт‑Петербургского университета, научный руководитель программы бакалавриата «Юриспруденция с углубленным изучением китайского языка и права КНР» Александр Алексеенко.
Эксперты обсудили эффективность правовых механизмов в развитии сотрудничества с Казахстаном, Индией и Китаем, а также обсудили инструменты для сохранения тенденции динамичного роста товарооборота и обеспечения существенного увеличения объемов двусторонней торговли к 2030 году.
Актуальность темы обусловлена тем, что российско-китайский товарооборот в 2024 году увеличился на 1,9% по сравнению с 2023 годом и достиг рекордной отметки — 244,81 миллиарда долларов. Сегодня в рамках Межправительственной российско-китайской комиссии реализуется 86 проектов на общую сумму в 18 триллионов рублей — в сырьевой отрасли, в сельском хозяйстве и автомобилестроении, в сфере производства бытовой техники, строительстве транспортной и логистической инфраструктуры. По мере того как портфель инвестиционных проектов российско-китайской комиссии продолжает расширяться, перед бизнесом встают все новые задачи и вызовы. Между тем, в России исследования китайского права ведутся лишь в рамках научных учреждений, а его систематическое преподавание реализуется только в Санкт-Петербургском государственном университете. Все это доказывает необходимость укрепления взаимодействия между наукой и практикой, а также углубления исследований права КНР.
В 2024 году в КНР был обнародован проект нового закона «Об арбитраже». Новелла стала поводом для дискуссии в рамках ПМЮФ. Эксперты обсудили, позволит ли она в будущем Китаю стать конкурентом таких арбитражных центров, как Сингапур и Гонконг, и удастся ли ему в будущем потеснить европейские арбитражные центры. В рамках сессии Александр Алексеенко рассказал подробно о масштабной реформе арбитража в Китае, новшествах, направленных на концептуальное изменение подхода к коммерческому арбитражу в Китае, и самых распространенных проблемах, с которыми сталкиваются практики сейчас.
«Сразу оговорюсь, что при работе с Китаем для успешного ведения бизнеса необходимы не только знания языка и юридическая компетенция, но еще и понимание культурного контекста, а также знание современной практики. В КНР есть то, что называется "visible and invisible rules". Invisible rules очень много: связанных как с политикой, так и с защитой морали и нравственности. Сориентироваться в них может помочь только изучение практики китайских судов и понимание, как работают арбитражи», — отметил спикер.
По мнению Александра Алексеенко, китайские власти стремятся создать юрисдикцию мирового уровня — с независимым арбитражем, расширенными списками арбитров, возможностью онлайн-разбирательств и допуском международных арбитражных центров на территорию КНР.
Отдельно спикер остановился на Ad Hoc — разновидности арбитража, который, в отличие от институционного, создается сторонами для рассмотрения возникшего конкретного спора: «Несмотря на то, что некоторые эксперты полагают, что Ad Hoc в Китае нет, это не так. Проект закона об арбитраже распространяет возможность использования Ad Hoc в отношении всех споров, связанных с иностранным элементом. На внутренние споры это никак не повлияет: в таком случае арбитраж будет работать без изменений. Проект предусматривает, что если стороны не смогут договориться о том, как решать процедурные вопросы, связанные с Ad Hoc арбитражем, то Народный суд назначит арбитражное учреждение для оказания помощи в определении надлежащих процедур. Арбитрами Ad Hoc в спорах, связанных с иностранными делами, станут специалисты в области иностранного права, арбитража, международной торговли, науки и технологий».
Важным элементом реформы эксперт назвал постепенную легализацию уже сложившейся практики онлайн-арбитража. Это позволит снизить административный барьер: например, арбитры смогут назначаться без обязательного утверждения партийными и провинциальными структурами. Уже сейчас, даже несмотря на то, что закон еще не принят, эти подходы внедряются на уровне отдельных арбитражных учреждений, таких, как Шэньчжэньский международный арбитражный центр.
В 2025 году Александр Алексеенко стал членом Международного арбитражного суда Шэньчжэня, а также Приглашенным профессором Яньбяньского университета, провинция Цзилинь. |
«Китайская международная комиссия по экономическому и торговому арбитражу («CIETAC») и Шанхайский международный арбитражный центр пересмотрели свои правила, включив в них различные передовые практики, касающиеся, среди прочего, цифрового арбитража, объединения споров и многого другого», — рассказал Александр Алексеенко.
Спикер отметил, что Россия могла бы внимательно изучить китайский опыт и адаптировать отдельные элементы. В России стороной для разрешения конкретного спора (Ad Hoc) является третейский суд, осуществляющий арбитраж при отсутствии администрирования со стороны ПДАУ. Фактически же в России арбитражи Ad Hoc находятся под угрозой. Арбитражные решения, вынесенные в рамках арбитража Ad Hoc , могут считаться принятыми с нарушением процедуры. Нарушения имеют место, если формально третейский суд образуется для разрешения конкретного спора, однако в действительности суд имеет признаки, свойственные институциональному арбитражу. По существу, действия государственных судов сводятся к поиску и установлению институциональности в разбирательствах Ad Hoc . Китай, как полагает эксперт, показывает, как можно ограничить подобного рода риски. Так, в России недавно отказали в приведении в исполнение решения гонконгского арбитража, сославшись на «недружественность юрисдикции». При этом недружественной в этом случае является скорее правовая система, так как у России и Китая крепкие торговые и инвестиционные связи. По мнению эксперта, подобные шаги выглядят нелогично.
Участники сессии — партнер адвокатского бюро ЕПАМ Михаил Казанцев, старший партнер, руководитель налоговой практики компании «Пепеляев Групп» Рустем Ахметшин, партнер юридической фирмы GRATA International Асель Ильясова и партнер юридической фирмы Fangda Partners Ли Цзе — также обсудили правовое регулирование инвестиций и механизмы взаиморасчетов.
Тема правового взаимодействия России и Китая получила широкое развитие и была подробно рассмотрена и на других мероприятиях форума. Так, Александр Алексеенко в рамках Молодежной программы выступил модератором сессии “Международный коммерческий арбитраж и арбитражная реформа в Китае”, а также принял участие в дискуссии «Развитие взаимодействия в сфере юриспруденции между странами ШОС», где обсуждались вопросы адаптации российского бизнеса к особенностям китайской правовой системы.
Тема правового взаимодействия России и Китая получила широкое развитие и была подробно рассмотрена и на других мероприятиях форума. Так, Александр Алексеенко в рамках Молодежной программы выступил модератором сессии “Международный коммерческий арбитраж и арбитражная реформа в Китае”, а также принял участие в дискуссии «Развитие взаимодействия в сфере юриспруденции между странами ШОС», где обсуждались вопросы адаптации российского бизнеса к особенностям китайской правовой системы.
Петербургский международный юридический форум — крупнейшая площадка для диалога между представителями юридического, предпринимательского, политического и правоохранительного сообществ по вопросам права в интересах граждан, бизнеса, совершенствования правоприменительной практики, продвижения законодательных инициатив в целях развития правовой культуры и регулирования социально-экономической сферы в современных условиях.
При использовании данного сайта Вы подтверждаете свое согласие на использование Юридическим факультетом СПбГУ cookie файлов. С подробной информацией Вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке.