22 мая 2025
В ходе XIII Петербургского международного юридического форума состоялась сессия «Использование биржевых индексов для определения рыночной цены товаров в юридических процедурах». Модератором выступил член Экспертных Советов по защите конкуренции на рынке финансовых услуг и по вопросам защиты от недобросовестной конкуренции при ФАС России, научный руководитель образовательной программы магистратуры СПбГУ «Юрист в сфере финансового рынка», профессор СПбГУ Дмитрий Петров.
Участники сессии обсудили основные проблемы, встающие при создании системы национальных ценовых индикаторов, роль биржевых индикаторов при определении рыночной цены товара, международный опыт и другие актуальные вопросы.
Биржевая торговля — это предпринимательская деятельность по реализации биржевых товаров, которая формирует биржевые цены (биржевые котировки, биржевые индексы).
Действующее налоговое законодательство предусматривает применение биржевых котировок в качестве одного из инструментов определения рыночной цены — при сопоставлении условий сделок между взаимозависимыми и независимыми лицами и данными информационно-ценовых агентств. Однако в условиях санкций эти данные не содержат репрезентативную информацию о российском товарном рынке. В такой ситуации возрастает роль национальных биржевых индикаторов, что приводит к дискуссии о расширении возможностей их использования для налогообложения и в других сферах.
В планах Правительства РФ возложить на бизнес обязанность по продаже до 25% объема производимых им в месяц значимых для экономики товаров через формат организованных торгов. Данные меры, среди прочего, направлены на создание прозрачного ценообразования и уменьшение зависимости от зарубежных ценовых агентств.
С 1 сентября 2025 года вступает в силу Федеральный закон от 13.12.2024 № 452-ФЗ "Об администраторах финансовых и товарных индикаторов", что должно способствовать улучшению механизмов ценообразования, обеспечить открытость сделок, снизить риски, включая антимонопольные нарушения, и создать базу для внутреннего обращения товаров.
«Международная практика последних лет продемонстрировала несовершенства методологии и порядка формирования индексов. Отсутствие контроля со стороны регулирующих органов за этими процессами может привести к реализации системных рисков и дестабилизировать ситуацию на рынках. Широко известен факт манипулирования ставкой LIBOR крупнейшими банками США. Это говорит о несовершенстве правового регулирования. Сегодня стоит вопрос о том, справедливы ли индексы международных агентств. В совокупности все эти факторы показывают, что мы должны учитывать международные рейтинги, но проблема создания собственных стоит на повестке дня», — подчеркнул актуальность темы Дмитрий Петров.
Эксперт поставил вопрос, допустимо ли обязывать бизнес продавать товар через биржу и даст ли это положительные результаты. «Если мы исходим из концепции свободы экономической деятельности, то каждый сам должен принимать решение, как именно продавать товар – через биржу, электронные торговые площадки или свой сайт», – уверен Дмитрий Петров.
Статс-секретарь – заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) Сергей Пузыревский высказал мнение, что в условиях рыночной свободы источников для формирования цены очень много, а биржевые индексы – это лишь один из них. «Источник не основной, но его нужно учитывать, он важен для юристов. Если на бирже продается товар, то согласно закону о конкуренции, продавца невозможно будет обвинить в монопольно высокой цене, если она не превышает биржевой индикатор», – пояснил спикер.
Заместитель секретаря Общественной палаты Российской Федерации Владислав Гриб согласился, что биржа может стать лишь одним из инструментов формирования цены. Вместе с этим, по мнению эксперта, в современных реалиях и с развитием таких технологий, как искусственный интеллект, биржа представляется анахронизмом, и через несколько лет она перестанет существовать в том виде, в котором есть сейчас.
Вице-президент АО Петербургская Биржа Елена Сидорова согласилась, что мир меняется стремительно, и биржа абсолютно точно не сможет даже через пять лет существовать в нынешнем виде – уже сейчас идет реформирование с учетом новых реалий. Эксперт также остановилась на теме использования ведомствами показателей, сформированных в рамках 892-го Постановления Правительства РФ, рассказала о репрезентативности и достоверности ценовых индикаторов, коснулась темы правового регулирования расчета основных показателей и расчета индексов для основных категорий нефтепродуктов и СУГ.
Генеральный директор АО «Восточной биржи имени В.В. Николаева» Андрей Салащенко поднял вопрос релевантности цены. «Мы точно можем создать собственную национальную систему ценовых индикаторов и должны это сделать. Каждая страна задается вопросом, может ли она использовать собственные индикаторы для целей, которые преследует», — полагает Андрей Салащенко. Эксперт привел в качестве примера ЮАР, где стоит вопрос о том, на какие цены ориентироваться при налогообложении на добычу полезных ископаемых, и Индию, с большим товарооборотом и внутренней биржевой площадкой. Однако у обеих стран нет внутреннего ценового индикатора, и они пользуются установленными LBMA (Лондонской ассоциацией участников рынка драгоценных металлов). В это время в Китае функционируют несколько товарных бирж, среди которых наиболее известными являются Шанхайская фьючерсная биржа, Даляньская товарная биржа и Товарная биржа Чжэнчжоу. Они играют важную роль в мировой торговле сырьевыми товарами и фьючерсами. В 2021 году китайский регулятор внедрил требование о максимальной независимости лица, которое должно формировать индикаторы, и в этой стране продвигают установленные цены повсеместно. По мнению эксперта, России стоит присмотреться к опыту Китая. Кроме того, Андрей Салащенко отметил — при формировании системы национальных товарных индикаторов следует исходить из разумного баланса биржевых и внебиржевых индексов.
Все участники дискуссии согласились, что для привлечения продавцов на биржу необходимо продемонстрировать им выгоды от сотрудничества и создать привлекательное предложение. Административное принуждение к продаже товара на бирже с помощью законодательства само по себе не направлено на развитие конкуренции. Тема создания собственных ценовых индикаторов очень сложная, осталось еще много открытых вопросов, и она нуждается в детальной проработке.
«Национальные ценовые индикаторы должны быть созданы, потому что это элемент суверенитета любого государства. Мы должны отстаивать свои экономические интересы», – подвел итог Дмитрий Петров.
Петербургский международный юридический форум — крупнейшая площадка для диалога между представителями юридического, предпринимательского, политического и правоохранительного сообществ по вопросам права в интересах граждан, бизнеса, совершенствования правоприменительной практики, продвижения законодательных инициатив в целях развития правовой культуры и регулирования социально-экономической сферы в современных условиях.
При использовании данного сайта Вы подтверждаете свое согласие на использование Юридическим факультетом СПбГУ cookie файлов. С подробной информацией Вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке.