24 декабря 2024
На заседании Федерального учебно-методического объединения (ФУМО) по направлению «Юриспруденция» представители юридических факультетов (институтов) России обсудили разработку федеральных образовательных стандартов для будущих юристов. Участники заседания заметили, что стандарты должны отвечать современным вызовам и запросам общества, но вместе с тем поддерживать фундаментальную основу юридического образования. В центре внимания также оказались вопросы интеграции с профессиональными стандартами.
Декан юридического факультета СПбГУ Сергей Александрович Белов открыл заседание, обозначив необходимость поиска компромиссов при разработке образовательных стандартов. Он подчеркнул, что современное юридическое образование должно учитывать разнообразие задач, стоящих перед выпускниками, и быть конкурентоспособным не только в рамках российской системы, но и на международном уровне.
Особую сложность, по словам Сергея Белова, представляет отсутствие универсальных профессиональных стандартов для юристов. Сегодня есть лишь несколько профессиональных стандартов, которые не охватывают всё многообразие юридических профессий. ФУМО должно стать тем объединяющим звеном, где будут формироваться подходы к их созданию, уверен Сергей Александрович.
Председатель ФУМО по юриспруденции, профессор СПбГУ Нелли Ивановна Дивеева акцентировала внимание на необходимости сохранения единства образовательного пространства, при обеспечении разнообразия направлений подготовки и будущих специализаций работы сегодняшних студентов.
«ФГОСы должны обеспечивать высокое качество и государственные гарантии уровня образования, сохраняя баланс между интересами обучающихся, работодателей, общества и государства», – подчеркнула она.
Среди ключевых задач ФУМО Нелли Ивановна назвала сопряжение направлений подготовки с Общероссийским классификатором занятий (ОКЗ), которое, по её словам, напрямую влияет на контрольные цифры приёма в вузы, профильность трудоустройства выпускников и государственную итоговую аттестацию.
Она также обратила внимание на необходимость учёта национальной безопасности при разработке стандартов. «ФГОСы должны способствовать подготовке юристов, способных решать актуальные задачи общества, внедрять современные технологии и развивать междисциплинарный подход», – добавила она.
Директор Юридического института Томского государственного университета Ольга Ивановна Андреева представила опыт в разработке образовательных программ, акцентировав внимание на формировании юридического мышления как базовой компетенции выпускников. «Мы определяем фундаментальность образования как устойчивую основу, которая сохраняется, несмотря на изменения в законодательстве и цифровизации. Юрист должен обладать глубоким пониманием сущности права и уметь применять эти знания на практике», – заявила Ольга Ивановна.
Она отметила, что междисциплинарность образования играет ключевую роль в подготовке юристов. «Современные юристы должны уметь работать не только в правовом поле, но и понимать экономические, цифровые и социокультурные аспекты. Для этого важно интегрировать разнообразные дисциплины в образовательные программы», – пояснила она.
Отдельно Ольга Андреева остановилась на необходимости развития практических навыков у студентов. Она подчеркнула: «Мы активно внедряем занятия в юридических клиниках и проектную деятельность в учебный процесс, чтобы выпускники были готовы к реальной практике уже на начальных этапах своей карьеры».
Руководитель УМС по образованию в областях правового обеспечения национальной безопасности, правоохранительной деятельности и судебной экспертизы, профессор Московского университета МВД России Сергей Степанович Жевлакович рассказал о подготовке специалистов в вузах МВД: «Наша позиция неизменна. Сотрудникам правоохранительных органов нужно юридическое образование. У них должны быть фундаментальная подготовка юриста».
Участники заседания сошлись во мнении, что создание ФГОС по юриспруденции требует комплексного подхода. Важнейшими аспектами работы были названы фундаментальность образования, внедрение цифровых компетенций, ориентация на запросы общества и государства, а также участие работодателей в разработке образовательных программ.
Кроме того, эксперты подчеркнули, что новые стандарты должны учитывать глобальные тренды и обеспечивать возможность интеграции российских выпускников в международное профессиональное сообщество.
Работа над стандартами продолжается. Экспертное сообщество уверено, что системность и участие профессионалов из разных сфер позволят создать качественные образовательные программы, которые не только подготовят высококвалифицированных специалистов, но и будут способствовать развитию правовой системы России.
При использовании данного сайта Вы подтверждаете свое согласие на использование Юридическим факультетом СПбГУ cookie файлов. С подробной информацией Вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке.