25 ноября 2023
Завершился VI профессорский форум «Наука и образование как основа развития России. Кадры для инновационной экономики», второй день которого проходил в Северной столице. Санкт-Петербургский университет стал организатором сразу нескольких секций форума, в том числе — юридической.
Участие в ней приняли руководители и преподаватели высших юридических школ России: декан юридического факультета СПбГУ Сергей Белов, профессор СПбГУ Наталья Шевелёва, профессор СПбГУ Владислав Архипов, профессор СПбГУ Владимир Попондопуло, профессор СПбГУ Олег Скворцов, профессор МГУ Александр Куренной, проректор по стратегическому и международному развитию МГЮА Мария Мажорина, декан юридического факультета СВФУ имени М.К. Аммосова Рум Ушницкий и другие.
Эксперты обсудили особенности организации приема в аспирантуру, проблемы методологии правовых исследований, подготовки кадров для инновационной экономики, перспективы и проблемы внедрения цифровых технологий в образование и дефицит кадров в науке и образовании.
Сегодня, заметили участники, в России около 700 вузов, в них учится 4,5 миллиона студентов. В соответствии с установленным нормативным регулированием для вузов, например, подведомственных Минобрнауки, установлено стандартное соотношение численности преподавателей и студентов — на одного преподавателя должно быть 12 студентов. Однако сейчас штатных преподавателей меньше почти в два раза — всего 223 тысячи. Такой дефицит ощущается даже в крупных столичных вузах, но в региональных проблема и вовсе принимает катастрофические масштабы. Эксперты связывают такую разницу в том числе с проблемами подготовки педагогических кадров — закрепилась тенденция спада набора в аспирантуру, снижения количества завершивших диссертационные исследования с присуждением кандидатской степени. В последние годы в среднем только половина поступивших в аспирантуру вовремя получает степень кандидата наук, и только часть из них остается преподавать и работать в науке.
Отчасти решить эту проблему может изменение правил подготовки в аспирантуре. «Теперь, выбирая программу, абитуриенты вынуждены делать выбор в пользу одной из пяти научных специальностей, отражающих крупные области юридической науки», — рассказал декан юридического факультета СПбГУ Сергей Белов. В целом аспирантура вернулась из формата третьей ступени высшего профессионального образования обратно в подготовку научно-педагогических кадров.
Разрабатывая магистерские программы, считают участники, вузам в первую очередь следует опираться на запрос рынка труда, взаимодействовать с работодателями. Это позволит будущим выпускникам еще на моменте выбора образовательного маршрута быть уверенными в дальнейшем трудоустройстве и развитии карьеры. Запрос работодателей в последние годы ориентирован на выпускников классических правовых школ, рассказал профессор СПбГУ Олег Скворцов: «Когда молодой человек, обладая фундаментальными познаниями, приходит на практику, он за месяц научится частностям. Ему гораздо легче будет войти в любую из узких сфер. Но когда он приходит знатоком одной очень узкой сферы, ему тяжело выходить за пределы этой узкой школы».
В СПбГУ сотрудничеству с работодателями уделяется особое внимание. Среди форм и направлений взаимодействия — включение представителей работодателей в советы образовательных программ, их участие в государственной итоговой аттестации, участие в формировании портфеля образовательных программ.
Похожие материалы:
При использовании данного сайта Вы подтверждаете свое согласие на использование Юридическим факультетом СПбГУ cookie файлов. С подробной информацией Вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке.