В Санкт-Петербургском университете состоялась международная конференция «Вопросы регулирования иностранного бизнеса в Китае».
С приветствием к участникам конференции обратились декан Юридического факультета СПбГУ Белов Сергей Александрович, директор Польского исследовательского центра китайского права при Варшавском Университете Петр Гржебик, руководитель центра азиатских правовых исследований МГУ Молотников Александр Евгеньевич и научный руководитель Образовательной программы «Юриспруденция» с углубленным изучением языка и права КНР», доцент кафедры трудового и социального права Сыченко Елена Вячеславовна.
С докладами выступили ученые и практикующие юристы из России, КНР, Польши и Индии. Доцента Пекинского Педагогического Университета Бао Юнхуэй представил доклад «Правовой статус и управление структурой с переменным интересом в Китае», партнер китайской юридической фирмы «Грандалл» Шан Цунцун рассказал о типовых формах как виде договора согласно новому ГК КНР, ассистента польской юридической фирмы «Доманский, Закревский, Палинка» Михаила Нита – о защите товарных знаков с репутацией в китайском законодательстве».
Как отметил доцент СПбГУ Алексеенко Александр Петрович, для права КНР в последние годы присуща тенденция по его систематизации и возрастанию роли законов. Роль подзаконных актов и различного рода инструкций постепенно снижается, на их место приходят законы, в то же время разрозненные законы объединяются или даже кодифицируются, примером чему служат Закон «Об иностранных инвестициях», упразднивший 6 нормативных правовых актов об иностранных инвестициях (3 закона и 3 постановления Госсовета КНР) и, безусловно, вступивший в силу 1 января 2021 года ГК КНР, объединивший несколько ранее действовавших законов. В этом плане, КНР становится более похожей на Россию, где роль законов высока. Нельзя сказать, что это связано с пандемией коронавируса, во многом, это общая тенденция, которая началась еще с идеи Дэн Сяопина об управлении на основе законов. При этом, что интересно, КНР, также, как и Россия, реагирует на вызовы, связанные с пандемией, не используя законы напрямую, а основываясь на различных подзаконных актах и даже судебных толкованиях. Например, введение кодов здоровья в КНР, показывающих, заражен или контактировал гражданин с зараженными, было осуществлено на основе подзаконного регулирования.
Пандемия, безусловно, ухудшила условия развития бизнеса, в том числе и иностранного. Однако, в КНР был выпущен план, включающий 24 пункта, по оказанию различного рода помощи компаниям с иностранными инвестициями, что должно способствовать привлекательности КНР у иностранцев.
Мероприятие было организовано совместно юридическими факультетами СПбГУ и МГУ, а также Польским исследовательским центром китайского права при Варшавском университете.