30 декабря 2020
Эволюцию бюджетных систем КНР и России в сравнительно-правовом аспекте изучил выпускник СПбГУ Альберт Трофимов. В его кандидатской диссертации представлен уникальный анализ структур и особенностей бюджетных систем двух стран-партнеров.
Усиление политических и экономических российско-китайских отношений и долгосрочные прогнозы России относительно сотрудничества с КНР создают необходимость проанализировать и оценить потенциал взаимодействия сторон в различных сферах. «Проведение исследований в области права стран, в экономике которых публичные финансы занимают значимое место, способно укрепить взаимодействие как самих государств, так и частных лиц», — сказал Альберт Трофимов.
Диссертация на тему «Правовое регулирование бюджетных систем России и Китая» — первое научное исследование, посвященное сравнительному анализу и выявлению общих тенденций бюджетного законодательства стран-партнеров, поиску оптимальных моделей национальных бюджетных систем.
Чтобы изучить особенности регулирования бюджетных систем, их структуру и свойства, исследователь обращался к источникам на трех языках — русском, китайском и английском. В рамках работы впервые на русский язык был переведен Закон КНР «О бюджете» с изменениями и дополнениями. Универсант исследовал все основные правовые акты в области бюджетного права Китая: Конституцию КНР, законы КНР и местные нормативные акты по широкому кругу вопросов: структуре бюджетной системы КНР, распределению бюджетных полномочий между уровнями власти, вопросам финансового контроля, юридической ответственности за бюджетные нарушения, определенным аспектам регулирования доходов и расходов бюджета на разных уровнях, концепции КНР «одно государство — две системы».
В соответствии с выводами ученого, бюджетной системе Китайской Народной Республики с юридической точки зрения свойственна децентрализованность, в отличие от сохраняющегося унитарного характера российской бюджетной системы. В бюджетно-правовом регулировании КНР подзаконные нормативные акты значительно преобладают над законодательными. Большую роль при этом играет местное нормотворчество, реализующееся собраниями народных представителей, правительствами, отдельными ведомствами.
Современная бюджетная система КНР представляет собой совокупность основных государственных бюджетов и внебюджетных фондов. В России действуют всего три федеральных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования. В то же время в Китае публичных задач, решение которых финансируется внебюджетными средствами, намного больше. Например, специальными правительственными фондами — Фондом строительства железных дорог, Фондом туризма, Фондом развития возобновляемых источников энергии и другими — финансируется развитие особых общественных дел, также из средств внебюджетных фондов обеспечивается социальное страхование и увеличение стоимости государственного имущества посредством инвестиционных механизмов. «Хотя система внебюджетных фондов в Китае достаточно разветвлена, государству удается обеспечить эффективное распространение бюджетного законодательства не только на основные государственные бюджеты, но и на внебюджетные фонды», — отметил ученый.
Опыт Китая в реализации принципа распределения налогов между центральным и местными бюджетами, по мнению исследователя, может быть актуален при реформировании российской бюджетной системы. В Китае широко распространено прямое осуществление расходов различных внебюджетных фондов за счет конкретных неналоговых доходов. «Например, одновременно с созданием нового правительственного фонда вводится новый обязательный к уплате публичный платеж, который станет основным источником формирования данного внебюджетного фонда. В России на современном этапе такой подход ограничен действием принципа общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов», — объяснил Альберт.
Научным руководителем диссертационного исследования стала доцент кафедры административного и финансового права СПбГУ Маргарита Кустова.
По теме:
Исследователь СПбГУ: закон об экологическом налоге поможет КНР построить «зеленую экономику»
При использовании данного сайта Вы подтверждаете свое согласие на использование Юридическим факультетом СПбГУ cookie файлов. С подробной информацией Вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке.